Методические рекомендации


Организация классного зелёного угола. Рекомендации подготовлены учителем биологии Родиной О. В.

ОСОБЕННОСТИ  ЗЕЛЕНОГО  ОФОРМЛЕНИЯ  ДЕТСКИХ  УЧРЕЖДЕНИЙ
Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями. Растения в школе играют не только эстетическую и воспитательную, но и образовательную роль. Многие из них могут служить наглядным пособием на уроках ботаники, общей биологии и даже географии, когда речь пойдет о растительности тропических и субтропических районов земного шара.
 Общеизвестно сильное эмоциональное и эстетическое воздействие умело подобранных и размещенных в помещении растений. Они также играют важную санитарно-гигиеническую роль: очищают воздух от углекислого газа, пыли и микробов. Улучшая состав воздуха, растения увлажняют его, цвет зелени успокаивающе действует на нервную систему.
Декоративные растения в детских учреждениях выполняют важную специфическую задачу. Коллекции растений в школе прививают детям любовь и бережное отношение к природе, развивают навыки терпеливого ежедневного труда и чувства ответственности и понимания красоты. В школах, кроме того, декоративные растения являются главным материалом при изучении основ ботанической науки. Все эти специфические задачи озеленения детских школьных  учреждений обязывают особо внимательно относиться к подбору ассортимента декоративных растений и способов оформления каждого помещения.
При отборе видов комнатных растений для детских помещений определяющим фактором является микроклиматический режим. Однако, в пределах возможного ассортимента, следует собрать в помещении растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция,  кроме того, что окажет положительное эмоциональное воздействие на детей, станет для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира.

Озеленяя детские учреждения, следует учитывать, что некоторые виды декоративных растений являются аллергенами и содержат сильные алкалоиды, как, например примула,  нарцисс,  олеандр обыкновенный, аконит, клещевина, раувольфия, тис ягодный горький миндаль, чемерица, хинное дерево, красавка, наперстянка, радиола  розовая,  плоды паслена, лавровишня, камфорный лавр, цикута. Такие растения не должны попадать ни в помещения, ни на пришкольные участки. При оформлении помещений, где бывают дети  младшего школьного возраста, рекомендуем избегать также растений с острыми шипами и колючками: кактусы из родов опунция, цилиндропунция, эхинокактус, молочай  блестящи
Если учесть, что свободное между уроками время дети проводят преимущественно в активном отдыхе, предпочтительнее вертикальное расположение растений на освещенных участках стены и окна. В кабинете можно создать «зеленые окна», ландшафтные композиции в напольных контейнерах, использовать вертикальное озеленение стен, коллекции отдельных групп растений в застекленных витринах или на небольших стеллажах, размещая декоративные растения на всем свободном от других наглядных пособий и материалов пространстве. Здесь же необходимо иметь небольшую настольную тепличку для черенкования и подращивания растений. Изготавливается она так же, как флорариум для тропических растений, - деревянный контейнер с поддоном в основании и застекленная крышка, подсветку можно устанавливать на внутренней стороне крышки или снаружи, над ней.          
Озеленение вестибюля школы
В современных школах проектом не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому педагоги вынуждены сами отводить наиболее удобные уголки для размещения растений. Такие места могут быть выделены в вестибюле, в холлах на всех этажах, в классах, учительской и кабинете директора.

Самое светлое место всякого помещения - подоконник, но на нем держать растения не рекомендуется, так как горячий и сухой воздух от батарей многим из них противопоказан.

Среди вечнозеленых растений имеется много достаточно теневыносливых и полутеневыносливых, которые можно размещать практически в любом светлом помещении на полках, подставках, в вазах, на школьной мебели, в подвесных ящиках, различной формы контейнерах из дерева, металла, бетона, пластических материалов, керамики, бамбука (на юге) или в корзинах из ивовых прутьев.
Многие из перечисленных приспособлений могут быть сделаны самими школьниками на уроках технологии.
Желательно, чтобы горшки из обожженной глины были погружены в какой-нибудь субстрат - торф, керамзит, перлит или обычную питательную почву. Это требование обусловлено не только декоративными соображениями, но и правилами ухода. Известно, что глиняные горшки пористые и испаряют с поверхности много влаги, в результате ком земли в сосуде быстро пересыхает и растение часто испытывает дефицит влаги. Кроме того, на стенках сосудов скапливается масса солей, которые, высыхая, придают сосуду грязный, неряшливый вид. Субстрат предохраняет сосуды от испарения, ком земли дольше сохраняет влагу. Горшки необходимо погружать в субстрат с краями, так, чтобы видна была однородная поверхность субстрата. На питательных субстратах (торф, земля) можно высаживать почвопокровные растения (хелксина, селагинелла, традесканция, плющ). Они создают зеленый фон для крупных растений.
 Обычно размер сосудов или контейнеров, если их рассчитывают разместить около подоконников, делают равным его длине. Ширина контейнера зависит от того, сколько рядов и каких растений намерены в них поместить. Чаще всего контейнеры бывают шириной 30-40 см и глубиной 20-30 см. Большая глубина берется в том случае, если предполагается помещать крупные растения (фикусы, монстера, питтоспорум, тетрастигма, пальмы и др.). Большинство комнатных растений является полувысокими и достигают в высоту 50-70 см, для них вполне достаточны контейнеры глубиной 30 см. Диаметр сосудов (горшков) колеблется от 7 до 25 см, реже более. Таким образом, ширина контейнера для них при однорядном размещении достаточна 30 см. Очень часто в керамических вазах устраивают композиции из нескольких растений. Такие композиции размешают на столах, специальных подставках, реже - на подоконниках. Большой популярностью пользуются композиции из кактусов и других суккулентов.
Примеров красивого и удобного размещения комнатных растений для озеленения классов и других помещений школы может быть очень много. В вестибюле школы по обе стороны входа может быть устроен прямо на полу зимний сад, конечно, при условии защиты пола различными материалами - металлами, бетоном, пластиком. На отдельных окнах в холлах или других уголках школы можно устроить сад с дополнительным облучением растений люминесцентными лампами. Такой показательный сад с постоянно цветущими растениями будет любимым местом отдыха школьников и учителей и местом проведения наблюдений за ростом и развитием растений. Все работы по организации такого сада могут быть выполнены школьниками. Важно умело подобрать и разместить растения, чтобы иметь сменное цветение в течение года.
Все растения для оформления интерьера делятся на цветущие и декоративно-лиственные. Ассортимент цветущих растений для озеленения школы менее богат, чем декоративно-лиственных. Особую ценность представляют растения, цветущие зимой и ранней весной, а из декоративно-лиственных - виды с красными и пестрыми листьями.




Комментариев нет: